Специальная оценка условий труда | СОУТ

9

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по охране лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, вне зависимости от вида деятельности организации.

Законодательное регулирование охраны труда предполагает:

формирование общих норм охраны труда, правил техники безопасности и промсанитарии;

реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;

поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;

предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по охране труда;

общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.

Важнейшая роль в системе охраны труда отведена проведению специальной оценки условий труда.

СОУТ — это поэтапно реализуемые мероприятия по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов, а также оценка их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных показателей.

Результаты специальной оценки применимы в разных целях:

они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;

работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;

они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Существовавшую ранее аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Им регламентирован порядок проведения специальной оценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профессиональных рисков.

Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.

Главное отличие специальной оценки условий труда от предшествующей модели — отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.

Среди важнейших преимуществ специальной оценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях. Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые в конечном итоге должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.

Для кого СОУТ обязательна?

Проведение специальной оценки — обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников.

Для ограниченного перечня рабочих мест действуют особые условия: СОУТ на них должна вестись с учетом нормативно-правовой базы в сфере муниципальной и госслужбы, законодательства о государственной тайне.

Специальная оценка условий труда и аналогичные рабочие места

Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными, специальной оценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.

По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:

одни профессионально-должностные наименования;

одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;

использование однотипных средств и предметов труда;

работа в общем/нескольких однотипных помещениях;

использование однотипных инженерных систем;

одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.

Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение специальной оценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.

Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда

Работодатель имеет право:

организовать проведение специальной оценки вне плана;

обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;

обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.

Основные обязанности работодателя:

обеспечение условий для осуществления СОУТ;

подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;

проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;

выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;

совершенствование условий труда.

Работник имеет право лично принимать участие в процессе специальной оценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов.

Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.

Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда?

Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».

Напомним, в России действуют «вредные» списки:

  1. Работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
  2. Занятые во вредных и тяжелых условиях.

ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот — чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о дополнительном тарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде дополнительных взносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.).В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по дополнительным тарифам уменьшится.

Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:

  1. оптимальные,
  2. допустимые,
  3. вредные (есть четыре подкласса),
  4. опасные.

Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных — равен 8%.

Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.

Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий государственным нормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.

Кем проводится специальная оценка?

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

В Уставе организации, проведение специальной оценки является основным или одним из видов деятельности;

минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой — проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последовательность проведения специальной оценки условий труда

1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса специальной оценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза — его представителей.

Существуют особенности формирования комиссии работодателем-субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).

2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.

3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.

4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.

Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.

5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.

6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.

7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:

информацию об организации-исполнителе;

список рабочих мест, «попавших» под специальную оценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;

формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;

протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;

протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности — если такая ситуация имеет место;

сводная ведомость СОУТ;

рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;

заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.

8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.

После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.

СОУТ вне плана

Специальная оценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;

поступило предписание трудовой инспекции;

изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;

произошел переход на другое сырье, материалы;

изменились используемые СИЗ;

был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;

поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.

Последствия отсутствия проведенной специальной оценки условий труда

Отечественным законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая отсутствие проведения СОУТ. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.

С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:

5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;

60-80 тыс. руб. для организаций.

Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100-200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.

Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30-50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1-3 года.

Таким образом, уклоняться от проведения СОУТ, либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.

Для получения более подробной информации напишите на почту inform@cert-irk38.ru или позвоните по номеру 8(3952)660-314 нашим экспертам, которые грамотно Вас проконсультируют по всем интересующим вопросам!